Александр Степанов, "Elements of Programming"

Александр Степанов - это создатель STL. Ни добавить, ни отнять. Последние годы он занимается в основном преподаванием и написанием книг.

Недавно я купил его последнюю книгу “Elements of Programming”.

Довольно своеобразная книга. Много математики, приводимой как обоснование тех или иных приемов в программировании (язык, конечно, С++), из-за чего читается немного тяжело. Забавно, я читал многие его публикации до этого, и как-то заметил, что чем дальше, тем больше он использует формальную математику для описания программирования.

Еще интересный факт: в данной книге везде при использовании шаблонов используются концепты, хотя недавно было принято решение, что в C++0x их не будет из-за общей пока недоработанности идеи.

Но вернемся к другим публикациям Степанова.

Одни из мои любимых - Notes for the Programming course at Adobe и Science of C++ Programming.

Например, ставший классикой, его пример на тему итераторов:

if (!v.empty()) {
  sort(&*begin(), &*v.begin() + v.size());
}

когда спрашивается, почему в данном вполне рабочем примере обязательно нужна проверка v.empty() и почему нельзя второй аргумент нельзя записать как &*v.end()?

Но вот что лично мне понравилось, это способ реализации оператора присваивания для класса. Обычно, когда в классе есть конструктор копирования и оператор присваивания, стандартный прием - это сделать закрытую функцию типа clone() или copy(), которая умеет правильно копировать класс, если внутренняя его структура нетривиальна, и вызывать эту функцию из конструктора копирования и оператора присваивания, тем самым избегая дублирования кода.

Но Степанов говорит следующее: “…присваивание должно осуществляться вызовом деструктора и последующим конструктором”. То есть надо просто сделать полноценный конструктор копирования, а оператор присваивание реализовать так:

T& T::operator=(const T& x) {
  if (this != &x) {
    this->T::~T();
    new (this) T(x);
  }
  return *this;
}

Получается, что старый объект сам себя разрушает, вызвав деструктор (но память под ним не освобождается), а затем оператором new с явным размещением (память под объект тут уже повторно не распределяется) объект создается снова через конструктор копирования.

В общем, данные pdf-ки - очень интересное чтиво. Причем, Степанов никогда не забывает об эффективности (ибо неграмотное использования возможностей шаблонов элементарно делает программу очень медленной и жадной до ресурсов), и, например, главы про техники перемещения, а не копирования объектов очень познавательны.


Оригинальный пост | Disclaimer

Комментарии