Триггер параллельных потоков для Windows и UNIX

Условные переменные, как и мьютексы, являются базовыми примитивами для синхронизации в параллельном программировании. К сожалению, классическая условная переменная в нотации потоков POSIX (pthread) сложно реализуема в Windows (судя по MSDN Windows таки поддерживают механизм условных переменных на уровне API, но не в XP или 2003, в чем-то более новом, увы). Мне потребовался для одного проекта простейший механизм синхронизации двух потоков: один поток ждет, не занимая ресурсов процессора, и активизируется, только когда другой поток его попросит об этом. Простейший триггер. Конечно, по логике — это обыкновенная условная переменная в упрощенном варианте. Для UNIX это реализуется именно через условную переменную потоков POSIX, а для Windows — через события.

Файл trigger.h:

#ifndef _EXT_TRIGGER_H
#define _EXT_TRIGGER_H

#ifdef WIN32
  #include <windows.h>
#else
  #include <pthread.h>
#endif

namespace ext {

class Trigger {
public:
  Trigger();
  ~Trigger();
  
  // Функция посылки сигнала потоку, 
  // ждущему на функции Wait().
  void Signal();
  // Функция ожидания сигнала.
  // Вызов этой функции приводит к блокировке потока до
  // получения сигнала от функции Signal().
  // Внимание: функция Signal() не должна быть вызвана до
  // того, как ждущий поток "сядет" на Wait(). Подобное 
  // использование ведет к неопределенному поведению.
  void Wait();

private:
#ifdef WIN32    
  HANDLE __handle;
#else
  pthread_mutex_t __mutex;
  pthread_cond_t __cv;
#endif
  // "Защита" от случайного копирования.
  Trigger(const Trigger&);
  void operator=(const Trigger&);
};

} // namespace ext

#endif

Файл trigger.cpp:

#include "Trigger.h"

namespace ext {

#ifdef WIN32

Trigger::Trigger() { 
  __handle = CreateEvent(
    NULL,               // Атрибуты безопасности по умолчанию.
    TRUE,               // Режим ручной активации события.
    FALSE,              // Начальное состояния -- неактивное.
    NULL                // Безымянное событие.
  ); 
}

Trigger::~Trigger() { 
  CloseHandle(__handle);
}

void Trigger::Signal() {
  SetEvent(__handle);
}

void Trigger::Wait() {
  // Ждем наступление события.
  WaitForSingleObject(__handle, INFINITE);
  // "Перезаряжаем" событие.
  ResetEvent(__handle);
}

#else // WIN32

Trigger::Trigger() { 
  pthread_mutex_init(&__mutex, NULL); 
  pthread_cond_init(&__cv, NULL); 
}

Trigger::~Trigger() { 
  pthread_cond_destroy(&__cv); 
  pthread_mutex_destroy(&__mutex); 
}

void Trigger::Signal() {
  pthread_mutex_lock(&__mutex);
  pthread_cond_signal(&__cv);
  pthread_mutex_unlock(&__mutex);
}

void Trigger::Wait() {
  pthread_mutex_lock(&__mutex);
  pthread_cond_wait(&__cv, &__mutex);
  pthread_mutex_unlock(&__mutex);
}

#endif // WIN32

} // namespace ext

Пространство имен, как обычно, ext, так что меняете по вкусу.

Проверим, как будет работать (естественно, через тест).

Для тестирования также потребуются: класс Thread, класс PreciseTimer и Google Test. О том, как собрать себе компактную версию Google

Test в виде всего двух файлов gtest-all.cc и gtest.h уже писал.

Файл trigger_unittest.cpp:

#include <gtest/gtest.h>

#include "trigger.h"
#include "thread.h"
#include "pretimer.h"

// Тестовый поток, который будет "скакать" по указанным ключевым
// точкам, увеличивая значение счетчика.
class TriggerThread: public ext::Thread {
public:
  TriggerThread(volatile int& flag, ext::Trigger& trigger) :
    __flag(flag), __trigger(trigger)
  {}

  virtual void Execute() {
    // Ждем первого сигнала.
    __trigger.Wait();
    __flag = 1;
    // Ждем второго сигнала.
    __trigger.Wait();
    __flag = 2;
    // Ждем третьего сигнала.
    __trigger.Wait();
    __flag = 3;
  }

private:
  volatile int& __flag;
  ext::Trigger& __trigger;
};

TEST(Trigger, Generic) {
  volatile int flag = 0;
  ext::Trigger trigger;

  // Создаем поток и запускаем егою
  TriggerThread a(flag, trigger);
  a.Start();

  // Подождем, чтобы поток "сел" на Wait().
  ext::PreciseTimer::sleepMs(10);
  // Флаг не должен стать 1, так как поток
  // должен ждать на Wait().
  EXPECT_EQ(0, (int)flag);
   
  // Информируем поток о событии.
  trigger.Signal();
  // Подождем, чтобы поток успел изменить флаг на 1.
  ext::PreciseTimer::sleepMs(10);
  // Проверим, как он это сделал.
  EXPECT_EQ(1, (int)flag);

  // Далее проверка повторяется еще пару раз, чтобы проверить,
  // что синхронизирующий объект правильно "взводится" после
  // срабатывания.

  trigger.Signal();
  ext::PreciseTimer::sleepMs(10);
  EXPECT_EQ(2, (int)flag);

  trigger.Signal();
  a.Join();
  // Последняя проверка не требует ожидания, так как мы присоединись
  // к потоку, и он точно уже завершился.
  EXPECT_EQ(3, (int)flag);
}

Компилируем для Windows в Visual Studio:

cl /EHsc /I. /Fetrigger_unittest_vs2008.exe /DWIN32 runner.cpp ^
    trigger.cpp trigger_unittest.cpp pretimer.cpp thread.cpp gtest\gtest-all.cc

или в GCC:

g++ -I. -o trigger_unittest_vs2008.exe runner.cpp \
   trigger.cpp trigger_unittest.cpp pretimer.cpp thread.cpp gtest/gtest-all.cc

Запускаем:

[==========] Running 1 test from 1 test case.
[----------] Global test environment set-up.
[----------] 1 test from Trigger
[ RUN      ] Trigger.Generic
[       OK ] Trigger.Generic (31 ms)
[----------] 1 test from Trigger (47 ms total)

[----------] Global test environment tear-down
[==========] 1 test from 1 test case ran. (78 ms total)
[  PASSED  ] 1 test.

Работает.

Внимательный читатель заметит, что по хорошему бы надо протестировать случай, когда функция Signal() вызывается раньше, чем слушающий поток дойдет до Wait(). Как сказано в комментариях, эта ситуация считается логической ошибкой и ведет к неопределенному поведению. В жизни получается так: реализация для Windows считает, что если функция Signal() была вызвана до Wait(), то Wait() просто тут же выходит, как бы получив сигнал сразу при старте. Реализация же под UNIX работает иначе: Wait() отрабатывает только те вызовы Signal(), которые были сделаны после начала самого Wait()‘а. Самое настоящее неопределенное поведение. При использовании данного класса надо помнить об этом ограничении.

Другие посты по теме:


Оригинальный пост | Disclaimer

Комментарии